Основные тезисы книги Тартанга Тулку "ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И ЗНАНИЕ (Новое видение реальности)".
Примечание. Здесь представлено и то, что ранее цитировалось по причине того, что цитировалось оно в жестком контексте. В данном же Приложении больше Тартанга Тулку, чем Практического пособия для продвинутых самоубийц. Кроме того, вы можете скачать полный текст книги Тартанга Тулку здесь. А полный текст с незаконченными и неполными комментариями_не_для_широкого_пользования - здесь.
Для выражения этого видения в обычном языке потребовалось использовать знакомые термины по новому. Например, «пространство», «время» и «знание» относятся к особой сфере интуиции и к тонким граням видимости. Фактически наши обычные пространство и время являются знакомыми аспектами более фундаментального «пространства» и «времени», эти термины относятся также и к отдельным уровням «пространства» и «времени», оцениваемым особым «Знанием» - «знанием», «обнимающим» все аспекты опыта. Хотя обычно мы «пребываем» на определенном уровне, нам остается возможность исследовать и другие уровни, если есть желание. Тем более что возможность полного выхода за пределы, трансцендирования отдельных «пространств», «времен» и ограниченного «знания» представлена тем, что может быть названо Большим Пространством, Большим Временем и Большим Знанием.
Интегрированный естественный ум, не разделенный на рассудок, эмоции, ощущения и интуицию, - наше величайшее сокровище и наш ключ к прогрессу.
... мы блуждаем в лабиринте установленных норм и правил и непроницаемых перегородок, мы утрачиваем критерий естественного присутствия и потока общения - и пространства, пронизывающего все наши искусственные барьеры.
Действие наших ограниченных перспектив на окружающую среду становится все более явным.
.... для истинной независимости и
полноты существования нам нужно развивать
внутреннюю свободу, основывающуюся на открытом
доступе к этим трем измерениям жизни. Можно
предположить, что вместе с общепринятой свободой
движения и мысли такая внутренняя свобода
разовьется естественным образом, но это не
всегда так.
Прежде всего нам нужно
«освободить» наше понимание, чтобы открыться
нашему естественному уму. Нам следует добиться
правильной оценки возможностей,
предлагаемых пространством, временем и знанием.
Когда мы начинаем каждую вещь принимать во
внимание, мы можем увидеть, что есть доступное
нам обширное пространство, освобождающее
время и точное знание. Именно эта внутренняя
свобода является вдохновением для всех других
свобод и лежит в их основании.
Пространство и Время — не просто
фоны или среды, поддерживающие наши обычные
поиски и переживания, они могут обеспечить
весьма специфическую и прямую форму питания
нашей «гуманности» или человеческой природы,
которая обычно питается опосредованно, путем
поиска сенсорного и эмоционального
удовлетворения. Наши отношения, эмоции и даже
наши действия - обычно довольно закрытые
состояния бытия. Мы можем воспользоваться
знанием для раскрытия пространства и времени,
для вдохновения на личный рост и интеграцию. Освобождающее
присутствие пространства и времени
демонстрирует нам то, что в любых косных и
давящих обстоятельствах есть в действительности
место для движения и роста. Нам нет нужды бежать
из таких ситуаций. Знание может вдохновить на
новые пути бытия, когда обычные трудности и
конфликты, переживаемые нами в бодрственном
состоянии, кажущиеся нам внутренне присущими
положению вещей в мире, можно увидеть в новом
свете, когда они уже не так жестки или
неразрешимы. Когда эти переживания обретают качество
большей открытости и прозрачности, мы
становимся способны создавать большую гармонию
и равновесие как в наших жизнях, так и в том мире,
где мы живем.
Когда мы открываем все
наши перспективы и наши чувства и учимся видеть
жизнь целостно, холистически, мы видим, что время,
пространство и знание, устанавливающие внешние
границы, делали так лишь потому, что эти
ограничения не подвергались сомнению,
не исследовались и не находили верной оценки. Мы
можем научиться распознавать все, что мы
переживаем, как пространство и время.
Когда открывается наше восприятие
времени и пространства, мы можем начать видеть и
оценить по достоинству новый вид знания, знания
за пределами дуальности и дихотомий,
всепроникающее знание. С помощью этого
знания мы можем научиться видеть живую игру
всякой ситуации; мы можем открыться естественной
тенденции наших энергий течь в сторону
исследования понимания и красоты - к более
глубоким ценностям человечности.
Когда наша панорама открывается
нам, весь опыт видится как динамическая игра
Пространства, Времени и Знания. Внутренняя
красота внешнего, которое есть танец Времени,
Пространства и Знания, естественно
разворачивается перед нами, включая и нас.
Тогда мы можем прямо переживать наше
Бытие, выражающее себя как динамичная и полная
свобода. Так мы можем открыть, что значит быть на
самом деле человеком.
Когда же мы разовьем нашу
способность правильной оценки еще дальше, мы
можем увидеть нашу ситуацию в глобальной
перспективе. Мы добиваемся более
уравновешенного взгляда как на пределы
материального акцентирования, так и на
различение того, чем необходимо дополнить
его. Так мы можем прийти к равновесию. Развивая
способность правильной оценки, построенной на возможно
более широком основании и тем не менее гибкой,
все человечество сможет не только объединиться,
но и осуществить свое предназначение.
Центральное для самого
сердца реальности, прекрасное видение
доступно - когда мы можем «видеть» без
ограничивающих позиций. Это видение имеет отношение
к Пространству, которое изначально исполнено
мира, открыто. В своей открытости оно cвoбодно
вмещает различные взгляды, все наполняющие
Пространство, плавающие, собирающиеся в
Пространстве. Хотя и безмятежное, оно заполнено
видимостью. Поэтому Пространство не
статично, а являет собой светлый взрыв
распространяющегося творчества, наполняющего
все зоны прошлого и будущего, без исчерпания
открытости или его способности к проявлению
дальнейшего богатства существования.
Все, что появляется, появляется как
часть танца, исполняемого Пространством. Танец
обширен, далеко развернут, даже беспределен. Но
каждый танцор прыгает вверх, тянет в сторону и
удаляется, оставаясь тем временем неотделимым от
питающей обширности Пространства.
Цвета, формы, всякое переживание,
искусство, музыка, философия - выражения
Пространства. Вступая в переплетающийся, всецело
взаимопроникающий танец, они все же остаются свободно
текущим присутствием просвечивающих контуров и
поверхностей. Всякая встреча (занятие) - это
глубокое и мистериальное представление закона
центрального значения, отмечающего не
оставляющий следов бесцентровый центр
реальности.
Каждое индивидуальное присутствие
- это везде открытый бесцентровый центр...
Пространство.
Когда единичная малость и тысяча миров
равны этому Пространству,
Кто может сказать, что содержит что?
Кто может отыскать пределы
Богатству жизни?
Наши восприятия различных пространств и «вещей» отражают различные уровни и виды анализа. Для любого данного уровня анализа есть видимость «объектов» лишь в связи с поддержанием очень точной «фокусной установки» или перспективы. Основополагающий, абсолютный или плотный, непроницаемый характер, который некоторые вещи имеют для нас, обусловлен нашим нежеланием изменить эту «фокусно установленную» точку зрения или нашим предположением, что это невозможно сделать.
Новые времена предусматривают
новые возможности, а наше настоящее время
может позволить нам открыть новые пространства и
территории, куда никто никогда и не думал
заглядывать. Например, наверное, возможно
открыть определенное пространство,
состоящее в некоторой сокровенной связи с каждой
мыслью, каждым ощущением, каждой
поверхностью и каждой концептуальной
категорией, которая составляет наш живой мир. Доступность
таких открытий - дело исключительно особой
«фокусной установки, настройки» или перспективы,
которой мы пользуемся.
То, что мы воспринимаем как
твердые, плотные или непрозрачные «вещи»,
порожденные заданной «установкой», мы
определяем по контрасту с тем, что мы
воспринимаем как «пространство» этого уровня.
Итак, уделяя внимание только наглядно
твердым, плотным вещам и контрастирующему
пространству, что вытекает из одной только
специфической «установки», мы не можем открыть
подлинную природу ни «существования», ни
видимости.
На протяжении всей
истории мы поддерживали фиксированную и
ограничивающую «фокусную установку», даже не
сознавая этой деятельности. И все же, хотя
наш обычный мир, по-видимому, зависит от этой
«установки», если мы сумеем изменить
«установку», мы можем достигнуть
фантастического нового знания и увидеть высокую
ценность жизни.
Идея об открытии новых
пространств может поначалу показаться чистой
абстракцией, интеллектуальным предприятием. Но в
действительности она коренится в глубоко
ощущаемой потребности найти альтернативу
чувству ограничения и заточения, которое каждый
из нас испытывает в своей повседневной жизни. Это
чувство нехватки пространства, будь то на
личностном, психологическом уровне или же на
уровне межличностном, социологическом, привело к
замешательству, конфликту, отсутствию
равновесия и общей негативности в современном
обществе. Мы обнаруживаем, что сами
устанавливаем строгие определения
территориальных границ, как индивидуальных, так
и границ больших групп или наций, и что огромное
количество нашей энергии расходуется на защиту и
оборону этих границ. Но если мы начнем расширять
нашу перспективу и открывать новые измерения
пространства в наших непосредственных
переживаниях, беспокойство и фрустрация,
являющиеся результатом нашего чувства
ограничения, автоматически уменьшатся, и мы
сможем увеличить свою способность чутко и
действенно относиться к самим себе, к другим и к
нашему окружению.
Если мы воспользуемся
новыми «фокусными установками» и увидим, как они
работают, мы можем подойти к всеобъемлющему
пониманию, которое само есть определенный вид
пространства. Более того, это «понимание»,
которое является также «пространством»,
объясняет, выражает все и есть все. Хотя
это может казаться противоречащим нашей обычной
точке зрения на мир, понимание или видение само
по себе может явиться раскрывающим основанием
всей реальности. И даже внимание к нашему
обычному пространству может помочь в показе
этого всеохватывающего "пространственного"
видения, как основанного на том, что мы могли бы
назвать Большим (Великим) Пространством.
Пространство не только выше и за пределами нас; пространство также внутри нас и окружает нас. Объекты никогда в действительности не являются «застывшими, затвердевшими». Как внутри так и снаружи всех объектов есть пространство, место для деятельности, и таким образом объекты подвижны даже в существовании. Откуда они пришли, где они находятся и куда они идут? Ответом опять оказывается «пространство».
... в то время, как узкая
фокусная установка может показать объекты,
изменение установки обнаруживает пространство1.
Более того, объекты исходной ситуации «нуждаются
в пространствах», чтобы существовать. И «видение
объектов и пространства» также имеет место в
некотором пространстве. Пространство есть
повсюду и исполнено значения в самом себе, даже
если некоторые аспекты его нельзя определить в
оторванности oт объектов и событий.
Во всяком случае вполне
приемлемо было бы сказать, что пространство на
любом данном уровне заслуживает рассмотрения,
точно так же, как и вещи, и что пространственный
аспект более обширен. Оно охватывает все, что мы
знаем, а также ведет нас за пределы, маня
нас еще дальше. Но вместо того, чтобы внимать
этому безграничному и трансцендентному
характеру пространства, интеллектуальная
энергия занимает себя попытками поддержать,
пополнить бесконечное изобилие информации об
объектах. Тем временем пространство в
отличие от обьектов остается
бесконечным в том смысле, что не поддается
отслеживанию и постижению2.
На любом уровне анализа мы
можем найти объекты, которые манят, интересуют и
занимают нас3, но мы также находим и
неизмеримо большее пространство. И через
созерцание этого пространства мы можем oткрыть и
пережить состояние релаксации и
удовлетворенности, которых обычно не способны
коснуться вследствие нашей поглощенности
"вещами". Однако если мы попытаемся
«проследить» это пространство посредством его
самого (by itself) до любой степени, мы можем
оказаться и смятении или пережить что-то вроде
«провала». Тогда как пространство вокруг
объектов может казаться уместным, необходимым и
успокаивающим, npocтранство внутри объектов может
предстать несколько озадачивающим. И
рассматривание пространства посредством его
самого может казаться бессмысленным или даже
запретным.
Трудно прослеживать пространство с
помощью его самого, поскольку наш обычный
взгляд на мир имплицитно предпочитает
осязаемые "вещи" - существование,
существующее, взаимодействия, причины и
следствия и события. Любые объяснения,
предлагаемые для «вещей как они есть», должны
обычно что-то отбирать из
этой картины с ее ориентацией — вещь-как-причина.
Однако было бы полезно попытаться временно
сместить этот акцент и больше внимания уделить
присутствию пространства.
Мы видели, что трудно отделить
ординарные типы пространства или как
независимые, или как являющиеся фундаментом
существования. Воспринятое пространство
взаимосвязано с понятием воспринятого объекта,
тогда как физическое пространство принимает
участие в общепринятой с позиции здравого смысла
дихотомии между существованием и
несуществованием. Объекты существуют, но
физическое пространство это «ничто»,
несуществование. «Ничто» не может остаться самим
по себе в каком-либо серьезном смысле не может
оно и явиться причиной для чего-либо еще.
Однако даже обычные представления
о пространстве в некоторых отношениях могут быть
фундаментальными. Эта возможность ясна для
физического пространства, так как мы обычно
чувствуем, что оно окончательно в том смысле, что
оно существует, даже если там нет объектов.
Обратное не верно, так как объекты «зависят от»
присутствия пространства. Более того, даже в
случае воспринятого пространства, где
восприятие пространства в противоположность
«вещам» является единым процессом (два аспекта,
дополняющие друг друга), может быть некоторый вид
«пространства» или открытости, которое
существенно и необходимо для того, чтобы
восприятие присутствия и отсутствия вообще
имело место.
Общие отношения и контрасты,
которые мы обычно обнаруживаем, чтобы удержаться
между пространством и вещами, можно принять как
интересный и суггестивный
аспект нашей сферы как целого. Исходя из них, мы
можем увидеть возможность того, что наша
ближайшая реальность суть выражение или
вариация другой, более объединенной
реальности, но она развернута таким образом,
что придается большое значение дуалистическим
категориям. В результате реальность оказалась
выраженной в терминах «нечто» и «ничто». Но
информация относительно более высокого, более
объединенного порядка не может быть потеряна в
любом окончательном смысле. Ее можно только
перестраивать или отливать в форму, которая
допускает двусмысленность. Это означало бы, что
перспективы как более высокого, так и более
низкого порядка основаны на таких двойственных
представлениях.
Одним очень полезным и
положительным следствием такой
неопределенности является то, что даже обычные,
принятые дихотомии сами по себе сохраняют в символическом или
«инспирированном» смысле выражения
единства более высокого порядка. Это наводит на
мысль, что пространство и объекты сосуществуют,
причем пространство освобождает (relax) нас и
позволяет нам раскрыться. Если же мы преследуем
его с помощью его самого, оно пугает пустотой.
Сосуществование пространства и объектов
представляется даже более выразительно фактом,
что мы можем изменить нашу фокусную установку и
обнаружить пространство там, где мы раньше
видели объекты, и даже найти объекты там, где мы
видели пространство. И опять-таки, освобождающий
характер пространства интересным
образом контрастирует с тенденцией объектов
завлекать нас в бесконечную замкнутую в уме
занятость. Использованные определенным образом,
эти рассмотрения не являются исключительно лишь
поэтическими дневными грезами. Они могут быть приятными и точными
символами реальности, которую
невозможно блокировать, независимо от того,
насколько ее видимость может соответствовать
общепринятым обычаям.
Эти нагруженные символами
представления о нашей реальности можно
предложить для использования. Если мы
рассматриваем существование посредством
восприятия нашего «умственного глаза»,
прослеживая его «внутри и вне», «от и до», то
кажется, что у нас нет иного выбора, кроме как
считать вид пространства чем-то фундаментальным.
Чем глубже мы исследуем, тем сильнее становится
эта тенденция. По-видимому, источником и точкой
опоры всего существования является
пространство.
Мы можем на момент отложить
логический анализ и продолжить созерцание
прихода и ухода вещей в нашем «умственном глазе».
Почти очевидно, что объект, пребывающий «здесь»,
появился из прошлого состояния пустого
пространства, нуждается в том, чтобы
пространство было здесь, и уступает место
будущему состоянию опять-таки пустого
пространства - «несуществованию».
Это выглядит так, как будто
пространство проецируется в пространство - и это все! Даже то, что
кажется наполняющим пространство как настоящее
время, существующий объект, есть также
пространство. Итак,
ПРОСТРАНСТВО ПРОЕЦИРУЕТ ПРОСТРАНСТВО В ПРОСТРАНСТВО!
Существует значение, при котором
ординарное пространство как восприятие
или, еще лучше, как видение можно
отнести к изначальному основанию всего
существования.
Созерцание пространства как
результат углубления нашего вопрошания
экзистенции фактически вводит наше
осознавание в новые виды пространств, пока мы не
сможем достигнуть такого вида пространства,
которое более чем в символическом
отношении суть основание всего. Однако,
первоначально важно уделить внимание
пространству, как мы переживаем его обычно,
поскольку такое внимание может служить дверью в
более широкую область понимания и,
следовательно, путем к решению обычно
неподатливых проблем.
Вначале, вследствие наших
относительно фиксированных стереотипов
реагирования, трудно продвинуться в нашем
понимании путем созерцания объектов. Таким
образом, более полезно направить наше внимание
на пространство как таковое. Даже на этом
заурядном уровне пространство не есть «ничто», и
направление внимания на него может явиться
потенциально мощным и благотворным делом
человеческого осознавания.
При надлежащем выполнении такого
рода занятие может привести в результате к
достижению нового вида "фокусной
установки", которая не просто настроена макро-
или микро- в пределах особого пространства, но и
открывает качественно новые
«пространства», в которых ординарное сознание и
его неуклюжие концептуальные структуры
неэффективны.
Из этого более высокого
пространства цепи событий даже в
пределах нашего обычного пространства видятся
не чем иным, как неким «пространством»,
проецирующим «пространство» в «пространство».
И все-таки до тех пор, пока мы не сможем наблюдать
из этого пространства более высокого уровня,
такая ориентация может быть только приближением,
возможно, символом или рабочей гипотезой. И как
таковая, она может казаться противоречащей
обычным категориям и различениям, пока мы не
станем чуткими к ее цели и области
приложения.
Помимо хорошо знакомого
наблюдаемого пространства нашей сферы, имеется
также более проникающее состояние,
которое мы могли бы назвать «низшим (более
низким) пространством», оно присутствует как
функция фокусной установки особого типа. Мы не
замечаем, что это состояние более «низкого
npocтранства» существует в действительности, до
тех пор, пока не откроем альтернативные
установки или настройку. Как только мы сможем
опознать «более низкое пространство», выяснится,
что это состояние воздействует на то, что
есть и что случается в нашем мире.
Подобно новому представлению о «пространстве»
(принятому некоторыми ответвлениями современной
физики) как об активной, структурирующей среде,
которую нельзя отделить от «объектов в
пространстве», это «более низкое» или «локальное
пространство» ответственно за характер
всех событий и явлений, воспринятых
«в пространстве».
Если мы принимаем всерьез то,
что происходит в нашей сфере, и не осознаем структурирующей
силы этого «более низкого пространства»,
явление становится ложным или оно вводит в
заблуждение в том смысле, что его полнота
осуществления и измерения значения ускользает
от нас. Это как если бы нами манипулировал
кто-то из мелких чиновников, который в
действительности получал бы власть от
следующего уровня правления и действия
которого выражали бы волю этого руководства.
Этот мелкий чиновник не информирует нас об
источнике или цели его приказаний - возможно, он
занимается самоуправством, и поэтому мы не в
состоянии правильно судить о нашей ситуации. Мы приписываем
силы и связи тому, кому фактически недостает их,
или тому, кто имеет их только вторично.
Этот образ скрытого «правящего
чиновника» не только представляет наше особое
частное состояние более низкого пространства, но
приложимо в разной степени и к другим
пространствам. Имеется бесконечно
много различных пространств, происходящих от
разных «фокусных» или гностических установок.
Каждое пространство имеет свою собственную тонко ограниченную динамику. Мы
могли бы открыть нашу «фокусную установку»,
чтобы подвергнуться действию каждой, и
неопределенно долго странствовать среди них.
Однако вопрос не просто в том, чтобы открыть
альтернативные пространства, каждое с его
собственной точкой зрения. Скорее, правильно
направляемое путешествие через некоторые из
этих пространств может привести в результате к
восприятию того, что они могут быть осмысленно
упорядочены: пространства, которые «выше» и
«больше», как противоположные тем, которые
«ниже» и «меньше».
«Более высокие» означает более
охватывающие, более открытые и включающие.
Такие пространства могут «включать» более
низкие пространства в том смысле, что они не
столь затронуты сохранением узкого,
обособленного характера - они более
вмещающи. По этой самой причине они отражают
Большое Пространство. Таким образом внутреннее
проникновение, инсайты,
приобретенные в более «высоких» пространствах,
также приложимы и к «более низким»
пространствам, они не только лишь описания4
местности одной территории как
противоположности другой.
Это вызывает картины
концентрических пространств, или
пространств-гнезд, каждое пространство
«вмещает» больше, чем те, что ниже или внутри.
Когда мы впервые пытаемся переместиться в другое
пространство, то вследствие относительной
непрозрачности или интолерантности нашего
настоящего пространства кажется, что мы должны
толкать и прилагать силу, чтобы «нарушить
правила» нашего уровня с тем, чтобы «вырваться».
В силе оказывается строгая логика альтернативы -
вещи либо «такие», либо «другие». Так что наши
первоначальные усилия в трансценденции могут
казаться несколько крайними, а новое
пространство может некоторое время выглядеть
странным. Но когда мы привыкнем к
новому пространству и оглянемся на наше старое
пространство с новой выигрышной позиции, тогда
странным можем показаться более низкое
пространство. Наша способность к
аккомодации нуждается в большем расширении
и уравновешивании.
Однако, поскольку
упорядочивающий принцип, рассматриваемый здесь,
- это «аккомодация» или открытость, Большое
Пространство как высшее выражение этого
принципа открыто в довольно уникальном смысле.
Картина собранных в груду пространств, каждое из
которых отлично от другого и более или менее
охватывающе, более высокое или более низкое,
нарушается как относительно «более высоких»
пространств, так и в отношении Большого
Пространства. В общем, в пределах «более высоких»
пространств «момент аккомодации» таков, что
более высокие пространства менее
размечены как дискретные и отдельные территории,
чем «более низкие» пространства.
Так что, когда мы научимся
перемещаться в «более высокие» пространства, мы
сможем достигнуть большего понимания проблем,
имеющих отношение к этому более низкому
пространству, но кажущихся неразрешимыми в его
пределах. Дихотомии типа «существование» и
«несуществование», «объект» и «пространство»
становятся разрешимыми в свете различных и более
точных концепций. На иные проблемы нельзя
ответить в тех же самых терминах, в которых они
были поставлены, а различные уровни пространства
включают разные ответы и разные «вопросы, на
которые невозможно ответить».
Эти дихотомии и вопросы часто
являются лучшими индикаторами того, какие
аспекты более высокой вести неполны или
искажены. Если мы рассматриваем их скорее как
интересные символы или указатели, нежели как
неподдающиеся проблемы, они могут помочь нам
«открыться». Могут открыться и снова
функционировать различные доступные, но
блокированные и неиспользуемые каналы... мы
сможем путешествовать дальше и дальше, всегда
открывая еще больше.
В конечном итоге мы можем открыть
пространство, которое совсем не включает никаких
концепций, поскольку концепции суть просто
указатели относительной непрозрачности и
сопротивления отдельного пространства. Мысли,
концепции и различения являются продуктом
«пространства», и его можно было бы
рассматривать как замкнутую камеру, которая фильтрует
и препятствует «снаружи», отбрасывая тени
и вызывая эхо или столкновения, бомбардировки и
распадения в пределах его стенок.
Пространству следовало бы быть всевмещающим,
открытым и давать место вещам. Но в нашем обычном
пространстве «создание места» стало «созданием некоторого
места» - более низкого пространства, подобного
участку, огражденному стеной.
Если бы эти стены можно было
каким-то образом сделать прозрачными, не
воздвигая при этом новых стен и точек зрения, то
понятие внутреннего и внешнего таким образом
деактивировалось бы, утратило активность, а
переживание внутренних противоречий и
взаимодействий прекратилось. Тогда это — нечто,
подобное Большому Пространству. Хотя оно может
показаться крайне отличающимся от нашего
обычного состояния, такие различия и сравнения
не применимы в этом более открытом и
вместительном пространстве. Они воспринимаются
только в пределах ограниченной точки зрения
более низкого пространства. Это не
предполагает того, что Большое Пространство, в
отличие от более низких пространств, не имеет никаких концепций и
различий, действующих «внутри» него.
Большое Пространство не есть особое состояние,
характеризуемое некими вещами, присутствующими
или отсутствующими. Нет никаких концепций, а
также «Большого Пространства, отличающегося
отсутствием понятий». Большое Пространство —
это не «вещь» и не отлично от нашего более
низкого пространства.
Качество аккомодации, пик
которой представлен Большим Пространством,
завершается точно в точке, где понятие о некоем
пространстве (of a space), которое в большей или
меньшей степени позволяет или вмещает некую
«вещь» (a thing), коллапсирует. Открытость и
освобождающие качества Большого Пространства
достигают наибольшей степени тогда, когда они не
фильтруются через «вещь, которая позволяет».
Тогда как в низших пространствах
«имеются» «разгораживающие», разделяющие идеи и
различия, на уровне Большого Пространства «нет
никаких» различий, а также «никакого»
изолированного Большого Пространства. Эти
отрицающие положения не являются
противоположными состояниями «есть» («is» и «are»),
связанными с более низкими пространствами.
Скорее, они подразумевают большую способность
принятия и допущения — мы можем принять
поверхности и стены, не наталкиваясь на них и не
отскакивая от них. В этом отношении поверхности
могут казаться такими и все же быть более
прозрачными, потому что в некотором смысле они
«отражают» степень нашей собственной
релаксации.
Большое Пространство не
есть что-то, отличное от нашего собственного
пространства и состояния, но это трудно понять,
просто следуя вербальному объяснению. Обычные
языки обладают чертами, которые вновь вводят
тонкие различия, даже отрицая эти различия.
Другая трудность в схватывании этого смысла
унификации состоит в том, что Большое
Пространство кажется (даже исходя из этого
описания) функционирующим до некоторой степени
по-другому. Так что, пока мы подходим к проблеме,
исходя из ориентации только лишь одного нашего
"маленького пространства", не настроенные
на видение этого пространства в "большей"
перспективе, мы не спосбны выйти за пределы
логики альтернатив. Таким образом, мы постоянно
искушаемся выделить черты нашей сферы и
придерживаться их, хотя и далеких от открытости и
лишенных взаимодействий с Большим
Пространством: "Посмотри на происходящее,
взгляни на события прошлого и настоящего,
изменения будущего - как их сравнить с Большим
Пространством?".
Все наши наблюдения очевидных
исключений из Большого Пространства можно
примирить с этим. Реальность дискретных
сущностей, определенную непрозрачными
поверхностями и границами, следует
рассматривать в свете обусловливающего
пространства, которое определяет эти границы.
Это обусловливающее пространство является, в
свою очередь, выражением Большого Пространства.
Таким образом, вещи есть (хотя и не в
уничижительном или снижающем смысле)
"пространство".
Каким-то образом нам нужно
разрушить кажущуюся дискретность вещей в
"более низком" или "обусловливающем
пространстве", пока его не смогут снова
вместить более раздвинутые "рамки ума". Есть
множество путей пытаться сделать это. Может
помочь даже рассмотрение законных
взаимодействий, которые определяют отдельные
"вещи". Обзор обширного взаимосвязанного и
взаимоопредляющего динамического комплекса
(который физическая наука показала как
обусловливающую "вещь") может восстановить
чувство перспективы и равновесия.
К сожалению, именно такой вид
рассмотрения может также помочь скорее усилить,
чем ослабить понятие "вещей" - вещей,
взаимодействующих, обусловливающих или влияющих
друг на друга. Частично это является следствием
трудности использования общепринятых тем
по-новому, поскольку знания, язык и образы одного
уровня сами по себе никогда не могут полностью
вновь уловить инсайт более высокого уровня.
Трансцендирующий синтез не может быть
осуществлен без некоторой помощи из более
широких перспектив более высоких пространств.
Однако кое-что должно быть сделано,
потому что "более низкие пространства",
которые мы занимаем, вызвали все виды зажатости,
замешательства, скуки, утомления и неудачи
общения. Чтобы создать чувство гармонии и
удовлетворения как внутри нас самих, так и в
наших отношениях с другими, существенно развить
осознавание ограничений, которые мы пассивно
принимаем вследствие наших узких взглядов и
предубеждений. Как только это осознавание
почувствуется острее, способность открывать
новые измерения (которая будет стимулировать
интеграцию и творчество) естественно последует.
В нашем обычном опыте мы
отклоняемся от контакта с безграничными
измерениями, которые доступны нам. Итак, мы не
текучи и не плавучи надлежащим образом. В
некоторых отношениях наши чувства, идеи и
физические способности блокированы.
Структурирующее прсостранство низкого порядка
стаит эти проблемы, но не дает нашей способности
проникнуть в них. Пролемы являются результатом
недостатка понимния природы нашего низшего
пространства и его отношения к Большому
Пространству. Мы просто не знаем, что
непрозрачные поверхности, определяющие
дискретные вещи, - и фрустрирующие ментальные и
физические блоки и ограничения, которые мы
переживаем, - по-существу родственны. Оба вида
"стен" есть "пространство"... более
низкое пространство, которое можно открыть до
Большого Пространства. Даже бездну, разделяющую
субъект и объект, можно трансцендировать. Если мы
сможем достигнуть более высокого и более
открытого пространства, все трудности можно
будет разрешить.
1 Первым и наиболее простым
приближением к такому изменению фокусной
установки является свидетельствование
изменения вашего мировосприятия после того, как
вы покинете большой город, особенно после
достаточно кипучей деятельности, и приедете на
природу, особенно на достаточно общирное
открытое пространство (поле, степь, поля и
небольшие леса, море вдали от курортов и
населенных пунктов, горы и т.п.). Но можно никуда и
не ехать, а просто попытаться вспомнить ваши
ощущения и немного пьянящее воздействие
открытого пространства.
Кроме того, можно вспомнить
ваше отношение в городе к людям и как оно
цепляется к вам, как оно пытается перенестись на
ваших спутников по путешествию, даже несмотря на
то, что здесь гораздо меньше поводов и оснований
для продолжения непрерывной борьбы за место под
солнцем.
2 Не поддается исследованию именно по причине чрезмерной занятости объектами. И по этой же причине оно кажется бесконечным. Дурная бесконечность - это не свойство реальности, а следствие определенного способа мышления.
3 Деревенский гончар влюблен в вязкую сырую глину из-за того, что ее обработка дает ему как средства к существованию, так и занятие для рук и ума. Творящие расы влюблены в косный, в том числе и человеческий, материал по причине того, что их интересует, чем закончится спектакль, к началу которого они имели непосредственное отношение.
4 Слово "описание" здесь употреблено Тартангом Тулку несколько опрометчиво, так как оно обычно вызывает ассоциации со словесными описаниями. А здесь вы имеете дело с непосредственным прямым видением, или интуицией. Конечно, в качестве развития такого видения можно говорить об описании, но оно должно осуществляться в рамках более адекватной этим восприятиям-пространствам иной логики.
Примечание. Выделение курсивом - авторское. Для того чтобы получить оригинальное форматирование текста, необходимо убрать жирный шрифт, подчеркивания, цветовые выделения, нижние и верхние шрифтовые выделения, а также примечания, обозначаемые 1, 2, 3... и выделенные гиперссылками..
cм. ранее "опубликованную" "басту".